Одна дрель здесь — другая там
- Статьи
- -
- Одна дрель здесь — другая там
5 фактов и измышлений по поводу рынка на данный момент
- Ряд иностранных производителей садовой техники и электроинструментов заявили о приостановке поставок и инвестиций в развитие локальных производств. В связи с этим возникает ряд вопросов: насколько плох «санкционный» уход с нашего рынка маститых брендов, производящих культиваторы, газонокосилки, электропилы, дрели, болгарки, шуруповерты и прочие инструменты; не спровоцирует ли он приход на рынок некачественных поделок и как ударит по ценам в дальнейшем. Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации возникают редкие возможности для конкурентоспособности российской садовой техники и электроинструментов. «Известия» разбирались в неоднозначной ситуации на рынке.
- В маркетинговом агентстве «Русопрос» объясняют, что приостановка деятельности крупных зарубежных производителей садовой техники и электроинструмента, безусловно, не останется незамеченной потребителем. По разным оценкам, на долю указанных брендов совокупно приходится от 9 до 20% рынка РФ. Выпускаемая ими продукция отличалась высокой стоимостью в рознице в сочетании с высокими потребительскими качествами. После ослабления рубля цены могли бы увеличиться минимум в 1,5–2 раза, что в целом сделает продукцию менее конкурентоспособной. По сути это открывает определенный шанс для российских производителей садовой техники и бытового электроинструмента.
- Между тем в осмыслении ситуации «санкционного» ухода европейских и американских брендов с нашего рынка следует обратить внимание на то, что ни одна компания не желает самостоятельно терять позиции, завоеванные ценой огромных усилий и вложений в развитие производств. При этом как официальные заявления, так и различные слухи об уходе продукции тех или иных брендов с отечественного рынка рождаются под влиянием колоссального давления западного политикума на центральные офисы этих компаний. Руководству вопреки желанию приходится нести моральные издержки в масштабе глобальной мировой экономики. Вместе с тем большинство представительств зарубежных компаний в России уверенно заявляют о продолжении своей работы на рынке, несмотря на информацию, размещаемую на официальных сайтах своих головных компаний, как в случае со StanleyBlack&Decker, Husqvarna и Bosch.
- В целом в прошедшем 2021 году объем рынка электроинструментов составил 20 559 000 единиц и вырос на 10%. Лишь 6 511 000 шт., или 31,7%, пришлось на продукцию брендов известных мировых производителей. В то время как 7 326 000 шт., или 35,6%, составила продукция 15 торговых марок, в том числе таких брендов, как «Вихрь», «Интерскол», «Зубр» и PIT. Они входят в десятку лидеров по объемам продаж на рынке. Собственниками этих марок является отечественный бизнес, однако сама продукция производится преимущественно на предприятиях в КНР.
- На отечественном рынке садовой техники конкуренция за истекший период оказалась еще выше. Там реализовывалась продукция более 130 марок, а общий объем продаж составил 8 512 000 шт., что на 45% выше аналогичного показателя предыдущего периода. Как и в случае с электроинструментальным направлением доля продукции известных мировых брендов, таких как Stihl, Champion, Karcher, Greenworks, Bosch, Makita, StanleyBlack&Decker, Husqvarna, Gardena и AL-KO, фактически совпала, составив 31,9%, или 2 718 000 шт. Аналогично и в отношении продукции шести торговых марок, собственность которых принадлежит отечественному бизнесу: их доля составила 34,3%, или 2 919 000 шт. При этом три из них — Huter, Patriot, «Пapмa/Carver» — формируют пятерку лидеров наряду со Stihl и Champion, занимая соответственно 1-е, 3-е и 5-е места по объемам ввезенной продукции.
- Санкционный уход американцев и европейцев привел, с одной стороны, к росту цен в сегменте, а также вызвал возможности для продвижения на рынок отечественных аналогов. Их достаточно много: «Интерскол», «Байкал», «Патриот», ПНППК, Конаковский завод механизированного инструмента, ОАО ЭМЗС «ЛЕПСЕ», Саратовский электротехнический завод, ООО «Завод электропил «Инкар-Парма», есть также и китайско-российские предприятия: «Калибр», «Зубр», «Прогресс-Инструмент», «Энергомаш», «Диолд», «Ресурс», «Энкор», «Ставр», «Град-М» и др.
- — Мы считаем уход не только не плох, но и хорош, если говорить о развитии импортозамещения, — говорит Михаил Ильин. — Инженерных разработок в нашей стране по инструменту выше крыши. Патентов одних, только посмотрите, сколько. Другое дело, что наши вечные проблемы — это изготовление опытного образца и самая большая проблема — налаживание серийного выпуска.
- Преимущество ухода зарубежных брендов заключается в том, что появляются хорошие возможности заменить их отечественной продукцией и быть менее зависимыми от импорта, подчеркивает доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Аяз Алиев. Но для этого со стороны государства необходима большая программа поддержки своих производителей как с точки зрения льготного финансирования, так и доступа к рынку, указывает экономист.
-